Тематическое планирование уроков русского языка 10 – 11 класс По программе и УМК под ред.Власенкова А.И. 68 часов Учителя русского языка и литературы Бериной Е.А.
№ п/п | Название раздела | Тема учебного занятия | Интернет ресурс | Рекомендуемые задания для подготовке к ЕГЭ (с указанием номера задания в ЕГЭ) | 1 | Вводный урок | Русский язык в Российской Федерации. Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка». Взаимосвязь языка и культуры. |
| |
|
| Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Формы
существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) |
| орфоэпические нормы - А2; лексические нормы - А3, А12; стили и типы речи - А30 | 2 | Культура речи. Понятие о системе языка | Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Языковая
норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм:
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы
русского литературного языка |
| повторение: НЕ с различными частями речи, НЕ и НИ - А19; части речи - А11, В2; основа предложения - А9, В4 Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 29, 58 |
|
| Понятие
о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях
единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать,
анализировать и классифицировать факты языка разных уровней.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль
орфоэпии в устном общении |
| фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2; правописание приставок - А15; Н и НН в различных частях речи - А14 Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.40, 46 |
|
| Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения Лексика,
обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы;
фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и
поговорки. Лексика,
заимствованная русским языком из других языков, особенности ее
освоения. Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда
нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Нарушения лексических норм, характерные для современной речи |
| лексическое значение слова - А12; состав слова - А13; лексикология - А31; паронимы - А3; построение текста - А7, А8 |
|
| Грамматические
нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение
словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление
предлогов в составе словосочетаний. Орфографические нормы. Разделы
русской орфографии и основные принципы написания |
| грамматические нормы - А4, А5, А6;
правописание союзов, предлогов, частиц - А20; словосочетание, связь слов в словосочетании - В3;
правописание гласных в корнях и приставках - А15, А16; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий - А16 Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.102, 121, 62,65 |
|
| Правильное
построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с
подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами,
придаточными частями. Синонимия
грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской
пунктуации |
| союз И в простом и сложном предложениях - А21; обособленные члены предложения - А22, В5 предложения с однородными членами, союзы при ОЧП - А24, В6 пунктуация в ССП и СПП - А26 Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.34, 38, 48, 105 |
|
| Типичные
нарушения орфоэпических, лексических, грамматических норм, характерные
для современной речи. Нормативные словари современного русского языка и
справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь
грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по
русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка
|
| фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2; нарушения грамматических норм - А4, А5, А6; повторение: Н и НН в различных частях речи - А14 Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.40, 46 | 3 | Культура речи. Речевое общение. Функциональные разновидности языка | Язык и речь. Речь устная и письменная. Текст и его место в системе языка и речи.
Речевое
общение как форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и
неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее
компоненты. Невербальные средства общения |
| средства связи предложений в тексте - В7; стили и типы речи - А30; повторение: правописание суффиксов глаголов - А18 Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.86 |
|
| Функциональные
стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь
и язык художественной литературы как разновидности современного
русского языка |
| стили и типы речи - А30; тема и идея текста, смысловое содержание текста - А29 |
|
| Культура
разговорной речи. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность,
неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно
диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические,
морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказать об
увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного
обиходно-бытового общения |
| фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2; тема текста и авторская позиция - А29; элементы разговорной речи в художественном и публицистическом тексте - А30 |
|
| Культура
научной (учебно-научной) речи Научный стиль, сферы его использования,
назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность,
отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур |
| паронимы - А3; лексическое значение слова - А12; состав слова - А13; средства связи предложений в тексте - А8, В7; синтаксис ССП и СПП - А26; |
|
| Разновидности
научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности.
Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов
разных жанров. Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного)
стиля |
| особенности анализа текста учебного подстиля, научно-популярного подстиля - С1 (К1-К3) лексическое значение слова - А12; задание по лексикологии - А31 |
|
| Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции |
| связность текста - А7; выделение основной мысли текста, абзаца - С1 (К1, К3); композиция сочинения - С1 (К5) |
|
| Изучающее
чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и
ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий,
научно-популярной литературы |
| синтаксическая характеристика предложения - А10, А21, В6; |
|
| Подготовка
доклада по учебно-научной проблеме, теме. Редактирование. Использование
синонимических замен как один из способов редактирования. Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов |
| лексическое значение слова - А12; задание по лексикологии - А31; композиция сочинения - С1 (К5); работа над редактированием сочинения - С1 (К6); аргументация собственной позиции - С1 (К4); | 4 | Контрольные работы | |
| |
Материал для сопутствующего повторения и обобщения Орфоэпия. Основные
нормы современного литературного произношения: произношение безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение
некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов,
а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском
языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в
произношении и ударении. Орфография. Правописание
морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление
прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического
сокращения слов. Пунктуация. Знаки
препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого
предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки
препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Для
интенсивного повторения орфографических и пунктуационных тем
рекомендуем использовать пособие Т.Я.Фроловой «Русский язык. Практикум»
(10-11 классы).
|